Кинбурнская коса

Воскресенье, 19.05.2024, 22:15
Приветствую Вас Гость

Регистрация
Вход
Главная » 2008 » Октябрь » 4 » Русско-турецкая война. 1787—1791. Сражение при Кинбурне. 1 октября 1787. Исторический очерк М.Б. Стремоухова и П.Н. Симанского
21:03
Русско-турецкая война. 1787—1791. Сражение при Кинбурне. 1 октября 1787. Исторический очерк М.Б. Стремоухова и П.Н. Симанского

Кинбурн — крепость на Кинбурнской косе (под Херсоном). В период Русско-турецкой войны 1787—1791 гг. входила в участок Черноморского побережья, оборонявшегося войсками под командованием А.В. Суворова. В 1787 г. Суворов успешно атаковал турок и, несмотря на их упорное сопротивление, почти уничтожил высадившийся десант. Потери турецкой армии составили 4500 чел., русской — около 450 чел. 


В честь победы для награждения нижних чинов были отчеканены серебряные медали с надписью: «Кинбурн 1 октября 1787 года». Их были удостоены только 20 особо отличившихся воинов — остальные получили различное денежное вознаграждение. Офицеры были отмечены орденами и чинами, а Суворов — высшим российским орденом Андрея Первозванного и алмазным плюмажем на шляпу в виде буквы «К» (Кинбурн). Столица отметила победу пальбой из пушек, в церквах отслужили благодарственные молебны с упоминанием имени полководца.

                                                                                                                                           

Медаль «За победу над турками при Кинбурне». 1 октября 1787 

«Крепостца эта имела важное стратегическое значение: она затрудняла туркам вход в Днепр и не допускала прямого сообщения Очакова с Крымом». Понимая значение Кинбурна, турки открыли против него ряд последовательных покушений… Наконец 1 октября, с рассветом, под прикрытием 600 орудий своего флота 5000 турецкий отряд из состава Очаковского гарнизона начал высаживаться на Кинбурнской косе. [C. 81] 

Суворов отдал приказание не отвечать на огонь турок, сделал еще кое-какие распоряжения и пошел, по обычаю, к обедне… «Пусть все вылезут», — говорил он своим подчиненным. Спокойствие начальника не могло не предаться и войскам. Уверенность в победе была общая. 

Около 3 часов дня, когда турки, роя окопы, подошли к крепости уже менее, чем на версту, полуторатысячный отряд русских энергично бросился в атаку. Завязался упорный и ожесточенный бой. Турецкие укрепления были захвачены. Началось преследование противника. Но попав при этом под фланговый огонь турецкого флота, русские [C. 83] войска отхлынули назад. Лошадь под Суворовым была ранена, и он сам, находившийся все время в первых рядах, оказался с небольшою кучкою людей среди неприятельских войск. Гренадер Шлиссельбургского полка Степан Новиков, видя опасность, угрожавшую Суворову, «умертвил штыком одного, другого за ним следующего застрелил и бросился на третьего». Критическое положение любимого начальника и подвиг Новикова воодушевили людей, и они вновь двинулись вперед. «Но предел человеческих сил был близок». Вторично попав под огонь турецкого флота, наши войска и на этот раз начали отходить назад. В числе новых жертв был и сам Суворов, раненый картечью под сердце… 

Минута была критическая. Турки — «молодцы, с какими еще не дирался», как выразился потом Суворов в своем донесении Потемкину, — произвели бешеную атаку, безостановочно лезли на наши штыки. Картечь турецкого флота образовала настоящий «ад» — «Но Бог дал мне крепость, — пишет Суворов, — и я не сомневался». 

Было уже около 6-ти часов вечера. 

Пренебрегая мучительной раной, Суворов повел вперед свои последние резервы. Натиск этого двухтысячного отряда был ужасен, турецкие укрепления — взяты. Началось страшное избиение противника. Бежать последнему некуда: турецкие суда, попавшие под огонь крепостных орудий, уже отошли от берега… Приходилось бросаться в море… Из 5-тысячного десанта спаслось не более 600—700 человек, остальные погибли… 

Трудно описать, с каким восторгом была принята весть об этой победе и Потемкиным, и в Петербурге. Уединенное, изолированное положение Кинбурна в связи с нелегкой обороною длиннейшей береговой линии вызывало самые серьезные опасения за участь суворовского отряда… [C. 84] 

Потемкин неоднократно указывал на это императрице. «Молю Бога, — отвечала она ему, — чтобы вам удалось спасти Кинбурн». «Дай Боже не потерять Кинбурна», — повторяла Екатерина и в следующем письме, видя же глубокое уныние Потемкина, утешала его: «Империя останется империею и без Кинбурна; то ли мы брали и потеряли?» 

Неготовность к войне, медленные сборы главной армии не позволяли Потемкину перейти от обороны к наступлению. Единственное же орудие, с которым еще можно было атаковать турок, — Севастопольский флот, «любимое создание» светлейшего, — 9 сентября на пути к Варне был разметан неожиданно налетевшей бурей… 

Судя по письмам к императрице, Потемкин пришел в полное отчаяние. «Бог бьет, а не турки, — пишет он государыне. — Я… поражен до крайности: нет ни ума, ни духу…». Он просит о «поручении начальства другому», говорит о том, что останется «простым человеком, кончит в уединении и неизвестности жизнь», которая, как он думает, «и не продлится»; говорит о необходимости вывести войска из Крыма… Императрица ободряла светлейшего, насколько умела и могла, но, конечно, и сама чувствовала, что дела идут плохо… 

«Кинбурн» изменил все. Он поднял дух Потемкина, влил новые силы в его деятельность, уничтожил опасения за судьбу побережья и Крыма. Он придал совсем иную окраску и тому томительному периоду вынужденной обороны… «Под Кинбурном я отбил у турок охоту делать высадки», — говорил потом сам Суворов. 

По представлению Потемкина императрица наградила победителя орденом Св. Андрея Первозванного и удостоила его собственноручным рескриптом. «Чувствительны нам раны ваши», — писала она Суворову. 

Зиму 1787—88 годов Суворов прожил в Кинбурне, а летом 1788 года был привлечен к армии, под начальством самого Потемкина осадившей Очаков. [C. 86]

                                                                               

Просмотров: 2623 | Добавил: Karp | Рейтинг: 5.0/2
Всего комментариев: 1
1 Михаил Иванович  
0
Спасибо. очень классно сделано и хорошая статья и награды все! Докладываю: 27.08.09 года инициативная группа из Николаева, Очакова и местного священника о.Елифирия установила поклонный Крест с табличкой о подвиге войска под командованием А.В.Суворова. Крест установлен на крепостном валу. Высота видимой части 1м 62 см, из профильной трубы, покрашен краской "золото". Его хорошо видно, если ехать по дороге на конец косы. Соорентирован на восток. В 100 метрах в 2008 году установлен Крест атаману Белому и казачьему войску с табличкой о подвигах казаков, о раненом Суворове. Как говорят: гуртом хорошо .... Спасибо всем, за Ваши действия по увековечиванию памяти дел наших предков. Слава Богам и Предкам нашим!

Имя *:
Email *:
Код *:
Поиск
МЕНЮ САЙТА
Форма входа
Календарь
«  Октябрь 2008  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031
Наш опрос
Нужна ли дорога на Кинбурнскую косу???
Всего ответов: 86
Друзья сайта
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0